Итоги реализации второго этапа (2014 – 2015 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК на 2012 – 2018 годы

20 февраля 2015 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Необходимые условия и предпосылки для ратификации данной Конвенции сложились благодаря поэтапной реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012 – 2018 годы (далее – План мероприятий). Так, в рамках второго этапа реализованы следующие мероприятия:

Первое направление совершенствование нормативно-правовой базы формирования доступной среды. После ратификации Конвенции 3 декабря 2015 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов», которым внесены изменения и дополнения в 3 Кодекса и 21 Закон.

Предлагаемые изменения направлены на устранение правовых пробелов в части развития безбарьерной среды для жизни инвалидов, обеспечение доступности услуг в системе здравоохранения, образования, транспорта, предоставления информации, защиты прав и свобод гражданина.

Параллельно с законом внесены изменения и дополнения в законодательные акты РК:

- по вопросам миграции и занятости населения в части введения норм по субсидированию затрат работодателей, создающих специальные рабочие места, совершенствованию механизма квотирования по трудоустройству инвалидов в зависимости от штатной численности предприятия;

- по вопросам оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере в части сокращения требуемых документов и сроков оказания государственных услуг для лиц с инвалидностью.

В течение 2015 года внесены предложения по развитию доступной среды в 18 подзаконных актов, затрагивающих вопросы развития моногородов, инклюзивного образования, проведения ЭКСПО – 2017 года, туристских услуг, предоставления услуг по перевозке инвалидов автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом.

Второе – работа по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы, которая за последние несколько лет позволила систематизировать нормативно-правовую базу медико-социальной экспертизы, ввести единые критерии установления степени ограничения жизнедеятельности и потери общей и профессиональной трудоспособности, усовершенствовать централизованную базу данных инвалидов, унифицировать формы документов и отчетов.

В текущем году:

- начата оптимизация бизнес-процессов по установлению инвалидности через интеграцию Единой информационной системы здравоохранения и Централизованного банка данных лиц, имеющих инвалидность;

снижены административные барьеры при установлении инвалидности;

- усилена ответственность врачебно-консультационной комиссии медицинской организации по обоснованности направления лиц на медико-социальную экспертизу и медицинскую реабилитацию;

расширен перечень заболеваний, при которых первая группа инвалидности устанавливается бессрочно (включены заболевания умственной отсталости тяжелой или глубокой, и соответствующим им по степени слабоумием различного генеза).

Соответствующий нормативный правовой акт принят в 2015 году.

С 2016 года в рамках оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере заявитель, обратившись в отдел медико-социальной экспертизы, наряду с получением услуги по первичному установлению инвалидности и утраты общей трудоспособности, имеет право подать заявление на назначение государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия и социальной выплаты на случай утраты трудоспособности.

Вместе с тем, в текущем году в целях совершенствования проведения медико-социальной экспертизы по заказу Министерства проводится исследование: «Разработка бальной системы критериев установления инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья».

Третьим, важным фактором реабилитации и предупреждения утяжеления инвалидности является повышение эффективности реабилитационных и специальных социальных услуг, получателями которых ежегодно являются более 80 тыс. лиц с особыми потребностями.

Гарантированные государством специальные социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, а дополнительные услуги – на условиях оплаты. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания – в условиях стационара (традиционные МСУ), полустационара (дневные отделения), ухода на дому.

Сегодня в стране функционируют более 100 медико-социальных учреждений стационарного типа, 50 отделений дневного пребывания, 21 реабилитационных центра системы социальной защиты населения, более 500 отделений социальной помощи на дому, 25 Центров социальной адаптации, оказывающих специальные социальные услуги лицам с инвалидностью, престарелым, лицам без определенного места жительства.

В целях соблюдения одного из главных принципов социального обслуживания – сохранение человека в семье, в прошлом году продолжена работа по:

расширению сети дневных отделений для детей-инвалидов путем передачи их через аутсорсинг в НПО или частным структурам, что позволило уже вернуть в семьи 548 ребенка и трудоустроить 625 родителя, дети которых посещают данные отделения;

- преобразованию медико-социальных учреждений стационарного типа в Центры социального обслуживания, что позволит оказывать обслуживание не только за счет бюджета, но и платные услуги для других категорий граждан.

Новшеством стал пилотный проект, получивший положительные отклики среди населения – работа Службы онлайн поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Данная Служба была запущена на базе Казахстанско-Российского Медицинского Университета, специалистами которой в течение текущего года оказана психологическая помощь и консультации 268 родителям детей-инвалидов.

В целях социальной модернизации системы социального обслуживания в пилотном режиме начата работа по созданию интегрированной модели оказания специальных социальных услуг (Проект реализуется на базе города Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области. Срок внедрения интегрированной модели ССУ – 2019 год. Цель – профилактики семейного неблагополучия через введение службы сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации).

Развитие инфраструктуры производства и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является следующим, четвертым, направлением реализации Плана.

В 2015 году техническими средствами реабилитации обеспечены 122,2 тыс. инвалидов.

С 2014 года при поддержке республиканского бюджета проведена слухоречевая адаптация 370 детей с инвалидностью (в 2014 г. – 170 детей, в 2015 году – 200 детей), после кохлеарной имплантации, что позволило улучшить процесс адаптации детей после операций, которые ранее без слухоречевой адаптации были малоэффективны.

С 2015 года:

- начата замена и настройка речевых процессоров к кохлеарному импланту 257 детям. Эта работа будет продолжена, что позволит улучшить интеграцию прооперированных детей в социум;

- увеличены нормы обязательных гигиенических средств, что позволило снизить объем многочисленных обращений от населения (подгузников с 480 до 730 шт. в год; мочеприемников – с 12 до 365 шт. в год; калоприемников – с 12 до 365 шт. в год).

В 2017 году планируется:

заменить устаревшие сурдо-, тифлотехнические средства на современные многофункциональные электронные гаджеты (постановлением Правительства РК от 23.12.2015 г. № 1036);

существенно расширить Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств (утвержден постановлением Правительства РК 20.07.2005 г. № 754), это новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения; обязательных гигиенических средств для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушениями функций выделения; дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений.

- увеличить услуги специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год.

Также, впервые в стране с 2017 года взрослым инвалидам (старше 18 лет) будут оказаны услуги по замене речевых процессоров.

Работа по актуализации и расширению Перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств будет продолжено и в дальнейшем  с учетом экономической возможности страны.

Пятым, как важным резервом рынка труда и дополнительного источника развития человеческого капитала является работа по обеспечению доступности занятости лиц с инвалидностью.

Подтверждением этому являются доля лиц находящихся в трудоспособном возрасте в общей структуре инвалидности – 64,5 %, из которых имеют постоянную занятость ежегодно более 120 тыс. инвалидов.

Нужно сказать, что за последние 10 лет число людей с ограниченными возможностями, обращающихся в органы занятости, выросло более чем в 8 раз: в 2005 году их было 1676 чел., в 2015 году – почти 14 тыс. человек.

В 2015 году в рамках реализации Комплексного плана оказано содействие в трудоустройстве около 14 тыс. инвалидам, в том числе трудоустроены на постоянные рабочие места 6,7 тыс. человек. За 8 месяцев т.г. оказано содействие в трудоустройстве около 8 тыс. инвалидам

Для обеспечения трудовых прав граждан с ограниченными возможностями в статье 98 Кодекса об административных правонарушениях с 1 января 2015 года введена ответственность за невыполнение установленной квоты рабочих мест для инвалидов в виде штрафа в размере 10 МРП, при повторном нарушении – 20 МРП.

С целью содействия занятости инвалидов:

- за счет средств республиканского бюджета поддерживается развитие служб «Инватакси» для работающих и обучающихся лиц с инвалидностью;

- утверждены Стандарты рабочих мест для лиц с полной потерей зрения и слуха, нарушением опорно-двигательного аппарата, что позволит систематизировать субсидирование специальных рабочих мест.

Шестое и на сегодняшний день одно из приоритетных направлений Плана – создание доступности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры для вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности социума.

Начало контроля за созданием доступности объектов было положено еще в рамках реализации Программ реабилитации инвалидов в 2003 – 2008 годы. Активная паспортизация и адаптация была начата поэтапно с 2012 года в рамках региональных планов инвентаризации и адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидов.

По итогам 2015 года паспортизировано 26 тыс. объектов, подлежат к адаптации из них 18 тыс., адаптировано 6,8 тыс. объектов. На 1 июля 2016 года адаптировано 7,8 тыс. объектов.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами ведется работа по установке дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, обустройство пешеходных переходов звуковыми устройствами.

Седьмое и не менее важное социальное значение – поворот общественного сознания к нуждам лиц с ограниченными возможностями, признанию их равными здоровым людям.

Для этого в рамках реализации совместного с Министерством культуры и спорта медиа-плана в республиканских и региональных СМИ было размещено порядка 9 тыс. материалов по вопросам соблюдения прав инвалидов и достижениях лиц с ограниченными возможностями (справочно: из них на республиканских телеканалах – 903 сюжета, в республиканских печатных изданиях – 545 статей, на интернет-ресурсах – 1 152 публикаций, в региональных СМИ – 6 328 материалов, из них в эфире региональных телеканалов – 2 457 сюжетов, в региональной прессе – 3 130 статей, на региональных интернет-ресурсах – 741 материал).

В течение последних двух лет проводится работа по выпуску региональных новостей с сурдопереводом.

Самым наглядно демонстрирующим неограниченные возможности наших граждан и привлекаемым для населения стала выставка «Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане». Востребованность данного мероприятия, говорит статистика – за три последних года для участия подано 317 заявок, из них 64 социальных проекта признаны победителями. Из общего числа победителей, авторы 10 социальных проектов реализуются за счет собственных средств, 25 социальных проекта финансируются при поддержке спонсоров и привлеченных средств и 28 социальных проекта реализуются в рамках государственного социального заказа.

Восьмое. Международные эксперты, приезжающие в страну, неоднократно отмечали эффективное сотрудничество общественных организаций, созданных инвалидами и государственных органов.

Действующий в течение десяти лет Координационный совет в области социальной защиты инвалидов также уже не раз доказал свою эффективность и значимость.

Именно на заседании данного Совета было принятое решение о введении института внештатных советников из числа представителей общественных объединений, созданных инвалидами, стало большим шагом в реализации прав инвалидов на участие в общественно-политической жизни. Этот шаг Казахстана был отмечен на международном уровне (справочно: в конкурсе, объявленном Программой развития ООН в 2012 году был отмечен шаг Казахстана по назначению председателя Союза организаций инвалидов Казахстана Аманбаева А.А. внештатным советником Министра).

Сегодня назначение советников проведено во всех 16 регионах страны.

Отрадно отметить, что эту эстафету подхватили и руководители центральных государственных органов. Сегодня советников из числа лиц с инвалидностью имеют Министр образования и науки РК, Министр по инвестициям и развитию РК, Министр финансов РК.

Также в текущем году реализуется третий этап (2016 – 2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 – 2018 годы (ППРК от 14.04.2016 г. № 213).

Основной задачей Плана мероприятий является совершенствование механизмов доступности объектов и услуг во всех сферах жизнедеятельности лиц с инвалидностью и внедрение основных принципов Конвенции.