Развитие предоставления специальных социальных услуг на дому

«научно-исследовательский институт

регионального развития»

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по теме:

РАЗВИТИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ

Караганды, 2011

Краткое содержание

1

Мировой опыт предоставления специальных социальных услуг дому

 

5

1.1

Мировой опыт оценки потребностей одиноких пожилых граждан и инвалидов в специальных социальных услугах

 

Систематизированы методические подходы к оценке потребностей целевой группы в специальных социальных услугах на основе анализа нормативных документов Швеции, США, Литвы, Израиля, России, Германии. Главным фактором, определяющим потребность клиента в специальных социальных услугах, является ограниченная способность к самообслуживанию, коммуникации и передвижению для удовлетворения основных жизненных потребностей. (Слайд № 1)

Определены основные инструменты: методики установления уровня потребностей и соответственно уровня самообслуживания, что позволяет выделить несколько групп клиентов, нуждающихся в разном перечне и объеме специальных социальных услуг. Подробно стр.5-7.

 

 

5-7

1.2

Организационные модели предоставления специальных социальных услуг на дому

 

Выявлены базовые организационные модели предоставления услуг на дому на основе обобщения опыта США, Великобритании, России.

Установлено соответствие спектра оказываемых специальных услуг в рамках патронатного Закону РК «О специальных социальных услугах» и Стандарту оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения  в условиях оказания услуг на дому. Изложены на стр.7-11.

 

 

7-11

1.3

Экономические модели предоставления специальных социальных услуг целевым группам

На основе обобщения мирового опыта финансирования специальных социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому  выделены следующие экономические модели (Слайд № 2).

  • Распределительная модель представлена механизмом прямого бюджетного финансирования поставщика услуги - государственного учреждения, которое на безальтернативной основе предоставляет услуги гражданам через отделения социальной помощи на дому. (стр.12-13)
  • Усовершенствования модель также основана на механизме финансирования поставщика услуги, но для клиента возможен выбор поставщика (государственное отделение, НПО или физическое лицо). (стр.12-13)

Квази-рыночная модель основана на механизме субсидирования услугополучателя, выбирающего поставщика. (стр.13-14)

 

 

12-14

2

Методика оценки потребностей одиноких пожилых граждан и инвалидов в услугах на дому (включая учетную и отчетную документацию) с учетом законодательства Республики Казахстан

 

Разработана методика оценки потребностей пожилых граждан и инвалидов. Сущность методики: установление взаимосвязи между жизненными потребностями клиента, которые он затрудняется  удовлетворить вследствие утраты самостоятельности, и потребностью в специальных социальных услугах, которые ему предлагаются в рамках государственного Стандарта оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения  в условиях оказания услуг на дому (Слайд № 3).

 

Методика включает следующую последовательность действий:

1. Специалист по оценке должен при непосредственном общении с клиентом по месту жительства установить его жизненные потребности в данных условиях проживания для определения объема специальных социальных услуг. Жизненные потребности разделены на 3 блока по критериям самостоятельности, отдельно фиксируются условия проживания клиента.

 

Блок 1. Способность к самообслуживанию.

Блок 2. Психологическое состояние клиента и способность клиента к коммуникации.

Блок 3. Способность клиента перемещаться за пределами жилища.

Блок 4. Особые обстоятельства жизненной ситуации клиента.

Выработан образец учетного документа (стр.16-19) (Слайды № 4, 5, 6, 7).

 

По каждому блоку дается оценка самостоятельности и определяется уровень потребностей в специальных социальных услугах (стр.19) (Слайд № 8).

 

2. По результатам оценки самостоятельности клиенту присваивается категория по уровню потребности в ССУ:  1 категория - минимальные потребности (самостоятельность сохранена или незначительно утрачена); 2 категория – средние потребности (самостоятельность значительно утрачена); 3 категория – максимальные потребности (самостоятельность полностью утрачена)

 

Определены образцы отчетных документов (стр.20) (Слайд № 9).

Методика апробирована на международном круглом столе с участием директора социального колледжа Германии, доктора П.Рабинальдта.

 

 

 

 

15-20

3

Результаты пилотного обследования по оценке индивидуальных потребностей клиентов и возможностей их семьи на базе отделений социальной помощи на дому одиноким престарелым и инвалидам

 

 

21

3.1

Оценка потребностей клиентов, проживающих в условиях города (на материалах г.Сарани): типовая модель потребностей и перечень услуг для каждой категории клиентов

 

Проведен опрос на дому при непосредственном общении с клиентом и оценка его потребностей для 165 человек, стоящих на учете в отделении социальной помощи на дому города Сарани Карагандинской области, заполнены соответствующие учетные документы (Папка «Первичные материалы» №1а, №1б)

 

Осуществлена классификация клиентов по категориям. (стр.21-22., Приложение I стр.124-135) (Слайд № 10).

 

Определен типовой перечень услуг для 3 категорий клиентов проживающих в благоустроенном и неблагоустроенном жилье  (стр.22-26) (Слайды № 11,12).

 

Выявлены условия проживания клиентов г. Сарани (стр. 26-27) (Слайды № 13, 14, 15, 16, 17).

 

 

21-27

3.2

Оценка потребностей клиентов, проживающих в условиях села (на материалах Бухар-Жырауского района): типовая модель потребностей и перечень услуг для каждой категории клиентов

 

Проведен опрос на дому при непосредственном общении с клиентом и оценка его потребностей для 151 человека, стоящего на учете в отделении социальной помощи на дому Бухар-Жырауского района Карагандинской области, заполнены соответствующие учетные документы (Папка «Первичные материалы» №2а, №2б)

 

Осуществлена классификация клиентов по категориям. (стр.22., Приложение II  стр.136-146) (Слайд № 10).

 

Определен типовой перечень услуг для 3 категорий клиентов проживающих в благоустроенном и неблагоустроенном жилье  (стр.27-31) (Слайды № 18, 19).

 

Выявлены условия проживания клиентов Бухар-Жырауского района (стр. 31) (Слайды № 13, 14, 15, 16, 17).

 

 

27-31

4

Проект правил оценки социальных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов (включая правила организации, учетную и отчетную документацию)

 

 

32-47

4.1

Правила оценки потребностей в специальных социальных услугах (включая правила организации, учетную и отчетную документацию) (Слайд № 20).

С учетом результатов проведенного полевого исследования в городе Сарани и Бухар-Жырауском районе уточнена методика (представлена в Разделе 2 настоящего отчета) и разработан проект Правил оценки потребностей в специальных социальных услугах пожилых граждан и инвалидов. (стр.32-33) (Слайд № 21).

К проекту Правил оценки потребностей разработаны и прилагаются Правила организации оценки социальных специальных потребностей (стр. 34), образец учетного документа, который заполняется лицом, осуществляющим оценку (стр.35-38), образцы отчетных документов (стр.39)

 

 

32-39

4.2

Должностные обязанности социального работника, выполняющего функцию оценки

На основе апробации методики оценки социальных потребностей в полевых условиях и разработанных проектов нормативно-правовых документов определены должностные обязанности консультанта по социальной работе с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации в связи с оценкой потребностей пожилых граждан и инвалидов. (стр.40-41)

 

 

40-41

4.3

Методика оценки качества специальных социальных услуг, включая первичную учетную документацию по оценке качества услуг.

Переход к управлению и бюджетированию по результатам в области  специальных социальных услуг предполагает обязательную оценку качества оказываемых социальным работником услуг. Актуальность такой оценки повышается в связи с привлечением НПО и физических лиц для оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Предлагаемая нами методика измеряет следующие параметры услуги:

1) факт оказания услуг по перечню, входящему в его типовой комплект согласно категории клиента;

2) удовлетворенность клиента услугами, в том числе отношением социального работника;

3) результаты наблюдения оценщика за качеством оказания бытовых услуг (осмотр и оценка состояния квартиры) и качеством исполнения персональных услуг (наблюдение за клиентом).

Оценочные листы содержат необходимую информацию о замечаниях и предложениях клиента, а также о результатах беседы с социальным работником.

Методика оценки и система подсчета баллов изложена на стр.41-45 (Слайды № 22, 23, 24, 25).

 

41-45

4.4

Типовой расчет нормативов трудовой нагрузки по выполнению функций  оценки потребностей и оценки качества услуг

 

Предложена методика расчета трудовой нагрузки на проведение оценки потребностей клиентов (пожилых граждан и инвалидов) в оказании специальных социальных услуг. Исходя из результатов полевого исследования 316 клиентов в городе Сарани и Бухар-жырауском районе, определено необходимое время 180 минут (3 часа) в городской местности и 210 минут (3,5 часа) в сельской местности, включая затраты времени на дорогу. Количество посещений для проведения оценки потребностей клиентов 1 категории 1 раз в год, 2 и 3 категорий 2 раза в год. Расчет сделан на 100 человек клиентов. Подробно на стр. 45-46 (Слайды № 26, 27).

Разработана методика трудозатрат на проведение оценки качества оказываемых услуг. Экспериментальным путем определено, что на проведение оценки качества оказываемых услуг необходимо 60 минут (1 час) в городской местности и 90 минут (1,5 часа) в сельской местности, включая затраты времени на дорогу. Количество посещений для проведения оценки качества предоставленных специальных социальных услуг клиентов 1 категории 1 раз в год, клиентов 2 и 3 категорий 4 раза в год. Расчет сделан на 100 человек клиентов. Подробно на стр. 46-47 (Слайды № 28, 29).

 

 

45-47

5

Разработка моделей предоставления специальных социальных услуг на дому (в том числе включая патронатный уход) на основе апробированных на практике схем с учетом возможностей государственных организаций надомного обслуживания, НПО, семей, волонтеров и волонтерских организаций

 

 

48-90

5.1

Модель предоставления специальных социальных услуг на дому престарелым гражданам и инвалидам НПО и волонтерскими организациями

 

Разработана модель, основанная на оценке потенциала НПО Карагандинской области по профилю оказания социальных специальных услуг престарелым гражданам и инвалидам. Передача клиентов целесообразна на следующих условиях:

  1. Контингент клиентов для обслуживания на дому целесообразно определить в 20-25 человек;
  2. Социальный работник по уходу может иметь сертификат о прохождении курсов «Оказание специальных социальных услуг на дому престарелым и инвалидам». Курсы могут быть организованы силами НПО, имеющими практический опыт оказания специальных услуг и методический опыт обучения этим услугам. В Карагандинской это ОО «Немецкое общество Wiedergeburt»,  еврейское ОО «Хэсэд «Мириам», ОО «Красного креста и полумесяца».
  3. ГУ «Отдел занятости и социальных программ», осуществляющий передачу клиента на обслуживание в НПО:
  • определяет уровень потребностей в специальных социальных услугах согласно Правилам оценки потребностей в специальных социальных услугах и категорию клиента;
  •  устанавливает перечень специальных социальных услуг для каждого клиента согласно его категории;
  • определяет объем трудовых затрат на оказание услуг для клиентов и на основе часовой ставки государственного социального работника рассчитывает сумму денег на оплату труда социальных работников НПО, учитывает прочие материальные затраты, и определяет сумму, необходимую для выделения из госбюджета для финансирования НПО по государственному социальному заказу;
  •  проводит оценку качества оказываемых НПО услуг аналогично оценке  качества услуг, оказываемых государственным социальным работником. (Подробно на стр.48-49) (Слайд № 30).

Расчет затрат на реализацию типовой модели социального обслуживания на дому НПО представлен в параграфе 6.3.1 стр.106-110 (Слайды № 43, 44). В параграфах 6.1 и 6.2 базовые расчеты норм труда и заработной платы государственных  социальных работников стр.91-105. (Слайды № 41, 42).

Оценен материально-технический и человеческий потенциал волонтерских обществ Карагандинской области, который на текущий момент может быть задействован только  для доставки горячих обедов на дом престарелым, подвоз их на благотворительные обеды, то есть фактически для предоставления бесплатных транспортных услуг.  Подробнее на стр.49

 

 

48-49

5.2

Апробированные модели патронатного ухода и заботы на дому в реальных условиях (для клиентов с максимальной потребностью в специальных социальных услугах)

 

Установлено, что понятие патронатного ухода используется в теории и практике  в узком и в широком смысле:

1) В узком смысле  патронат отождествляется с патронатной семьей или приемной семьей, которая на возмездной основе принимает под свое покровительство пожилого или инвалида

2) В широком смысле под патронатом понимается - покровительство и поддержка на возмездной основе. Если речь идет о патронатном уходе – имеется в виду оказание услуг ухода престарелому или инвалиду в форме наблюдения, содействия и помощи на возмездной основе. В этом случае уход социального работника (государственной или неправительственной организации) или физического лица за пожилым человеком, нуждающимся в максимальном объеме специальных социальных услуг не менее 8 часов в день на возмездной основе и вне зависимости от факта совместного проживания на одной жилплощади является одной из форм патроната. (Слайд № 31)

Обосновано применение модели патронатного ухода для 3 категории клиентов с максимальной потребностью в оказании специальных социальных услуг не менее 8 часов в день, которые нуждаются  в расширенных социально-медицинских услугах как по перечню (гигиенический уход и санитарная обработка тела, проведение противопролежневых мероприятий и др.), так и по времени предоставления услуги.

Согласно проведенному опросу 78 руководителей и социальных работников г Астаны, г.Караганды, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Костанайской  областей,  проходивших курсы обучения социальных работников в г.Караганда в ОО «Немецкое общество Wiedergeburt», нужда в патронатном уходе есть у следующих групп населения:

  1. Одинокий или одинокопроживающий престарелый, инвалид испытывающий максимальную потребность в ежедневном уходе в течение дня или круглосуточном уходе.
  2. Престарелый гражданин, нуждающийся в ежедневном (иногда  круглосуточном) уходе и получающий такой уход от родственника не менее 8 часов в день.  При этом трудоспособный член домохозяйства не имеет возможности обрести занятость на рынке труда и соответствующие пенсионные и страховые отчисления, не имеет других источников дохода и фактически осуществляет работу по патронатному уходу за престарелым.
  3. Лицо старше 18 лет, нуждающееся в оказании специальных социальных услуг на дому, фактически в круглосуточном уходе (взрослый инвалид). При этом трудоспособный член домохозяйства, оказывающий услуги по уходу, не имеет возможности обрести занятость на рынке труда и соответствующие пенсионные и страховые отчисления, фактически осуществляет работу (трудовую деятельность) по патронатному уходу за взрослым инвалидом. (Результаты опроса представлены в Приложении III (стр.147-149), Папка «Первичные материалы» №3,  электронные варианты анкет представлены на диске  в формате Excel).

 

Результаты опроса руководителей и социальных работников представлены на Слайдах № 32, 33, 34, 35, 36.

Апробированные модели патронатного ухода и заботы на дому в реальных условиях Казахстана описаны на стр. 52-54 и обобщены в таблице 16 на стр.55(Слайд № 37).

Модель приемной (патронатной) семьи на основе совместного проживания в реальной практике социальной работы встречается очень редко: 3,8% опрошенных отметили реальные случаи.  Чаще при наличии имущества у престарелого, лицо, осуществляющее уход,  проживает отдельно, но посещает услугополучателя и осуществляет услуги в режиме приход-уход.

 

50-88

5.2.1

Положение о патронатном уходе за престарелыми и инвалидами в Республике Казахстан, включая правила оплаты услуг

 

Разработано Положение о патронатном уходе, опирающееся на сложившиеся в реальной практике формы деинституционализации услуг ухода за пожилыми и взрослыми инвалидами, нуждающимися в уходе не менее 8 часов в день. Для штатного социального работника должна быть установлена нагрузка: 1 клиент – 1 работник. Главной проблемой сложившихся на практике моделей ухода, реализуемых родственниками, опекунами и попечителями, является отсутствие вознаграждения за затраты труда, фактически совершаемые услугодателем, в условиях отсутствия у него возможностей иметь альтернативную занятость с заработной платой и страховыми отчислениями. Подробно на стр.56-68(Слайды № 38, 39).

 

Выявлена и обоснована необходимость и актуальность привлечения физических лиц, как внештатных социальных работников, для оказания специальных социальных услуг патронатного ухода для лиц, нуждающихся в уходе не менее 8 часов в день.

 

Рассчитана заработная плата социального работника по патронатному уходу, как штатного, так и внештатного, исходя из расчета размера заработной платы социального работника по уходу согласно системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, из расчета не менее 8 часов в день в рабочие дни и не менее 3 часов в праздничные и выходные дни (почасовая оплата). (Слайд № 41).

 

Предложены меры контроля (Подробно в параграфе 4.3, стр.41-45)  за исполнением обязанностей патронатного ухода и возможность лишения заработной платы при неудовлетворительной оценке. Подробно расчет заработной плат в параграфе 6.3.2 стр.110. В параграфах 6.1 и 6.2 базовые расчеты норм труда и заработной платы государственных  социальных работников стр.91-105. (Слайды № 41, 42).

 

 

56-68

5.2.2

Положение об организации приемных (патронатных) семей для престарелых граждан, инвалидов в Республике Казахстан, включая правила оплаты услуг (Слайд № 40).

 

Разработано положение об организации приемных (патронатных)  семей путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства лица, нуждающегося в постороннем уходе, включая необходимые приложения и Правила оплаты услуг.  Подробно на стр.69-88. В параграфах 6.1 и 6.2 базовые расчеты норм труда и заработной платы государственных  социальных работников стр.91-105. (Слайды  № 41, 42).

 

 

69-88

5.3

Модель ухода на дому выездной службы хосписа ОО «Красного креста и полумесяца»

 

Для оказания услуг паллиативного лечения на дому онкологическим больным, престарелым и инвалидам обоснована необходимость организации выездной службы хосписа, что позволит в домашних условиях оказывать необходимые услуги. Основные положения и функции подробно на стр.89-90

 

 

89-90

6

Типовой расчет стоимости внедрения предлагаемых моделей предоставления специальных социальных услуг на дому

 

 

91-119

6.1

Нормы трудозатрат по типовым моделям потребностей пожилых граждан и инвалидов на дому (3 варианта: в условиях благоустроенного и неблагоустроенного жилья в городе, неблагоустроенного жилья в сельской местности)

 

Обобщены результаты обследования трудозатрат 33 социальных работников Карагандинской области (г.Сарань и Бухар-Жырауский р-н) на оказание специальных социальных услуг для престарелых и инвалидов согласно Стандарта. Приложение IV стр.150-168, Папка «Первичные материалы  № 4» (Слайд № 41).

 

91-101

6.2

Стоимость оказания услуг по трем базовым категориям пожилых клиентов и инвалидов и уровня их потребностей

 

Проведен расчет стоимости оказания услуг по 3 категориям клиентов с учетом благоустройства жилья на основе действующей в РК системы оплаты труда работников социального обслуживания. Подробно стр. 102-104 (Слайд № 41).

 

Проведен расчет норм нагрузки на социального работника согласно фактическим трудозатратам. Подробно стр. 104. (Слайд № 42).

 

102-105

6.3

Типовой расчет стоимости для моделей оказания специальных социальных услуг на дому

 

106

6.3.1

Модель обслуживания негосударственной организацией надомного обслуживания (НПО)

 

Проведен типовой расчет затрат на реализацию модели привлечения НПО для обслуживания в городе участка из 20 человек, из которых 15 человек (75%) лица первой категории, 3 человека (15%) лица второй категории и 2 человека (10%) лица третей категории. (Подробно на стр.106-110) (Слайды № 43, 44).

 

106-110

 

6.3.2

Модель патронатного ухода на дому за престарелыми, инвалидами, лицами старше 18 лет

 

Проведен расчет затрат на реализацию трех типовых моделей патронатного ухода на дому для клиентов, проживающих в городе (в благоустроенном и неблагоустроенном жилье) и сельской местности, всего 3 модели. (Подробно на стр.111-112) (Слайд № 45).

 

 

111-112

 

6.3.3

Модель приемных (патронатных) семей для престарелых граждан, инвалидов в Республике Казахстан

 

Проведен расчет затрат на реализацию 9 типовых моделей патронатной семьи для трех категорий граждан и трех видов жилья. (Подробно на стр.112-115) (Слайд № 46).

 

 

112-115

 

6.3.4

Модель ухода на дому за онкологическими больными выездной службы хосписа ОО «Красного креста и полумесяца»

 

Проведен расчет годовых затрат для организации выездной службы хоспис ОО «Красного креста и полумесяца» в первый год реализации проекта. (Подробно на стр.116-119) (Слайды № 47, 48).

 

116-119

 

Список используемых источников

 

120-122

 

Приложения

 

123-168

       

 

Рубрика: