Формирование и расчет стоимости беспрепятственного доступа

ЧАСТЬ I

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по теме:

 

Формирование и расчет стоимости условий для беспрепятственного доступа к приоритетным типовым объектам и услугам социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках деятельности по моделированию затрат Конвенции о правах инвалидов

 

Краткое содержание

 

1

Доступность общественных зданий и услуг для людей с ограниченными возможностями

 

5-155

1.1

Методика проведения паспортизации доступности зданий на основе

мирового опыта и действующего свода правил

 

Разработана методика проведения паспортизации доступности зданий, целью которой является выявление достоверной и полной информации и оценка уровня доступности для маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры населенного пункта. Содержанием паспортизации является проведение обследования объектов социальной инфраструктуры: осмотр и замер архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов объекта с целью фиксации в паспорте доступности объекта наличия этих элементов, их качественных и количественных параметров (Слайд № 2, 3).

Параметры архитектурной среды должны соответствовать 4-м  критериям: доступность, безопасность, информативность, комфортность (Слайд № 4). Подробно стр.5-8.

Основным нормативным документом паспортизации объекта является СП РК 3.06-15-2005 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Слайд № 5 Подробно стр.5.

Методика паспортизации доступности зданий  социальной инфраструктуры включает следующие этапы (Слайд № 6).:

I. Подготовительный этап включает:

- создание рабочей группы (УКЗСП, НПО, эксперты,  архитекторы, представители объекта паспортизации);

- создание списка объектов паспортизации;

- инструктаж рабочей группы;

- оснащение рабочей группы бланками паспортов и техническими средствами.

II. Исследовательский этап включает оценку:

1. Входной группы;

2. Зоны движения;

3. Зоны оказания услуги;

4. Санитарно-бытовых помещений;

5. Средств информации и коммуникации;

6. Территории объекта.

III. Аналитический этап включает заполнение реестра объектов, доступных для МГН и реестра объектов, подлежащих адаптации. Подробно стр.8-13

5-13

1.2

Результаты паспортизации объектов инфраструктуры

 

В процессе паспортизации в Карагандинской области была осуществлена оценка доступности 16 объектов инфраструктуры (Слайд № 7)

По каждому объекту, согласно разработанной методике, проводилась  оценка следующих групп: входной группы; путей движения; зоны оказания услуги; санитарно-бытового помещения; средств информации и коммуникации; территории объекта. На слайдах 8 – 15 представлен пример паспорта Центра занятости, расположенного в г. Сарани.

На основе паспортизации был определен комплекс мероприятий для адаптации объекта  к нуждам МГН. Если по результатам паспортизации требуется архитектурная перестройка здания, то составляется архитектурный план реконструкции объекта. Образец представлен на слайде 16.

К паспорту каждого объекта прилагается сводный сметный расчет стоимости реконструкции здания  и стоимость комплекса мероприятий для адаптации объекта. Образцы представлены на слайде 17, 18.

Подробно изложено на стр.13-142.

Согласно принятой методике, на основании анализа паспортов доступности объектов, была составлена сводная ведомость: Реестр объектов социальной инфраструктуры доступных для МГН и Реестр объектов, подлежащих адаптации. Подробно изложено на стр.143-152.

13-152

1.3

Согласование результатов паспортизации социальных объектов

Результаты паспортизации социальных объектов были согласованы со следующими представителями интересов людей с ограниченными возможностями: Ивкиным А.М. – председателем добровольного общества инвалидов Карагандинской области; Головченко Т.В. – председателем Городского общества глухих; Бекмагамбетова А.И. – председателем Областного правления общества слепых.

153

1.4

 

 Результаты стоимости комплекса мероприятий по адаптации объектов инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям и услугам

Стоимость комплекса мероприятий по адаптации 12 объектов инфраструктуры Карагандинской области представлена на слайде 19.

Рассчитаны средние затраты: реконструкции входной зоны; переоборудование санитарной зоны; установку пандусов; установку монтаж тактильной плитки, табличек, поручней (слайд 20).

Подробно Изложены на стр.153-155.

153-155

2

Инклюзивное образование: расчет стоимости комплекса мероприятий по внедрению инклюзивного образования на примере средней школы

156

2.1

Современные тенденции развития инклюзивного образования в развитых странах мира

Обобщена методология  инклюзивного образования в странах, имеющих значительный опыт реагирования на разнообразие потребностей людей  в образовании, повышающем их шансы на рынке труда.

Выявлены основные элементы модели инклюзивного образования как управляемой системы, обеспеченной материальными и нематериальными ресурсами: основными педагогическими кадрами со специальной подготовкой (в начальных классах базовое образование – дефектология, в старших классах – коррекционная подготовка), командой сопровождения детей с ограниченными возможностями, методическим обеспечением процесса обучения, материально-технической базой обучения и доступности школы для пребывания детей, ресурсными центрами для инклюзива на базе  спецшкол, активным участием родителей и формированием толерантного общественного мнения. Подробно стр.168-170.

На основе казахстанской нормативно-правовой базы систематизированы казахстанские нормативы обеспечения детей, обучающихся  по инклюзивной форме, педагогическим, медицинским и вспомогательным персоналом для расчета затрат на модельную школу. Подробно на стр. 170-174.

 

156-173

 

 

 

2.2

Типовой расчет расходов по обеспечению физической доступности школы для детей-инвалидов с различными формами ограничения жизнедеятельности.

      Проведена паспортизация типовой школы №15 г.Караганды (ул.Сатыбалдина, 19), разработаны рекомендации, произведены проектно-чертежные работы и расчетно-сметные работы по реконструкции здания школы  для детей с разными видами ограничений. Сводный сметный расчет стоимости реконструкции здания общеобразовательной школы. Подробно стр.189 Стоимость реконструкции по проведенным мероприятиям Подробно стр. 189 Слайд 21

 

 

174-189

2.3

2.4

Определение мер и расходов  по обеспечению разумного приспособления ученического места

Рассчитаны типовые расходы на оборудование общего пользования для создания ученического места ребенка с ограниченными возможностями. Подробно на стр.190. На основе экспертного опроса специалистов по обучению детей в коррекционных школах определено необходимое методическое обеспечение, основное оборудование и устройства для учебных занятий, устройства для внеклассных дополнительных индивидуальных (коррекционных) и физкультурных занятий, реабилитационное оборудование для детей с ограниченными возможностями по слуху, зрению, речи, опорно-двигательному аппарату. Расчеты стоимости представлены на стр. 190-193

 

190-193

2.5

Расчет затрат на реализацию проекта модельной школы инклюзивого обучения

Определены расходы на реализацию модельной школы инклюзивного обучения  в первый год проекта. Подробно стр. 212 Расчеты сделаны по модульному принципу и можно увидеть затраты отдельно по каждой группе детей с ограниченными возможностями. Подробно стр.213.

Слайд 22

 

3

Обеспечение труда и занятости

214-309

3.1

Паспортизация Центра занятости в г. Сарань

     Проведена паспортизация Центра занятости г.Сарани (ул.Победы, 12), разработаны рекомендации, произведены проектно-чертежные работы и расчетно-сметные работы по реконструкции здания и реализации комплекса мероприятий по обеспечению доступности здания. Подробно стр. 212-223

Слайды 8-18

214-224

3.2

Действующая практика системы трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями в Казахстане в контексте мирового опыта

Систематизированы эффективные практики системы обеспечения занятости инвалидов в странах ОЭСР, наиболее значимыми из которых  являются:

  • Законодательное определение понятия «разумное приспособление  рабочего места»
  • Переход от «утраты трудоспособности» к «способности к труду»
  • Акцент на экономический механизм стимулирования работодателя, включающий множество видов субсидирования его затрат при приеме на работу людей с ограниченными возможностями, в т.ч. компенсация затрат на адаптацию рабочего места, заработной платы человека с ограниченными возможностями, затраты на его профессиональное обучение и т.д.
  • Доступность  услуг трудовой реабилитации на основе финансирования частных и государственных Центров профессиональной реабилитации.
  • Активное участие частных компаний, общественных объединений  и фондов в решении проблем трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
  • Развитие системы «поддерживаемой занятости», направленной на интеграцию людей с ограниченными возможностями на открытый рынок труда и включающей в себя подготовку к работе, обучение, поиск работы, консультации по трудоустройству и постоянную поддержку на рабочем месте.
  • Многоканальная поддержка «защищенных мастерских» для трудоустройства людей со значительными нарушениями здоровья.

Подробно на стр. 224-232

Слайды 23-24

Выявлены основные проблемы системы трудоустройства людей с ограниченными возможностями в Казахстане:

  • Составление профессиональной части ИПР не соответствует системе Международной классификации функционирования: отсутствует оценка профессиональных способностей индивида, не проводится профессиональное ориентирование.
  • Механизм 3% квотирования рабочих мест для инвалидов не эффективен в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями на открытом рынке труда.
  • Инвалиды заняты на неадаптированных рабочих местах (за исключением УПБ ОО слепых и глухих), чаще всего им предлагаются низкооплачиваемые, не требующие высокой квалификации рабочие места (санпост на пищевых предприятиях, техничка, вахтер и др.) или места с обучением простейшим трудовым навыкам на предприятии. Кроме того, в отношении людей с ограниченными возможностями со стороны работодателей распространены нарушения КЗоТ.
  • Отсутствует сеть профессиональных реабилитационных центров, где человек с ограниченными возможностями комплексно может получить услуги профориентирования, консультирования, обучения, трудоустройства и последующей поддержки на рабочем месте.
  • Нет системы экономического стимулирования работодателя принимать работников с ограниченными возможностями: отсутствуют субсидии работодателю для адаптации рабочего места и среды, субсидии для переквалификации работника согласно спросу на рынке труда, повышения квалификации потенциального работника, частичная компенсация заработной платы; субсидии для компенсации расходов на услуги ассистента и др.

Слайд 25

224-232

3.3

Обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места

Результаты обследования занятости населения с ограниченными возможностями в Карагандинской области (150 предприятий с учетом крупных корпораций Карагандинского региона ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Арселор Миттал Темиртау»):

1. На открытом рынке труда по адаптации рабочих мест для работников с ограниченными возможностями каких-либо затрат работодатели не несли, поскольку для абсолютного большинства трудоустроенных инвалидов адаптация рабочего места не требуется.

2. На специализированных предприятиях – Карагандинском филиале ОО «Казахского общества слепых» и ОО «Казахского общества глухих» адаптация рабочего оборудования произведена за счет внутренних ресурсов и официальных затрат не было.

3. При условии возмещения затрат на адаптацию рабочих мест, на открытом рынке труда 52% работодателей выразили заинтересованность в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями.

Слайды 26-32

Исходя из наилучшей мировой практики, структура затрат на создание рабочего места состоит из следующих статей:

  1. Ремонт и адаптация  помещения для обеспечения доступа к рабочему месту, включая санитарно-технические и другие объекты, необходимые для выполнения трудовых обязанностей;
  2. Приобретение, монтаж и установка рабочего оборудования и технических мер помощи, необходимых для функционирования рабочего места (станки, оргтехника, технические приспособления, специальная мебель);
  3. Обучение работника, если создаваемое рабочее место требует профессиональной квалификации или навыков профессионального обучения, которые работник не может получить через Центр занятости.

Слайды 33-34

Установлено, что фактические расходы на адаптацию помещений к нуждам людей с ограниченными возможностями существенно различаются. Нами проведены расчеты затрат на создание (адаптацию) рабочих мест для инвалидов на ТОО «Казцентрэлектропровод» (г.Сарань), ТОО «Агроконсалтинг» (г.Караганда). Стоимость адаптации рабочего места для инвалида – колясочника составила на 1188,61 тыс. тенге и  1638,5 тыс. тенге соответственно, для инвалида по зрению в call-центре 334,4 тыс. тенге соответственно. Очевидно, что адаптация рабочего места для инвалида – колясочника требует от работодателя наибольших расходов. По результатам анализа затрат на реконструкцию 17 объектов средняя стоимость пандуса – 544,9 тыс. тенге; входной группы - 499,1; санитарно-технического помещения - 373,9 тыс. тенге. Подробно на стр. 240-242

Слайды 35-38

Обосновано, что в каждом отдельном случае должен применяться индивидуальный подход, основанный на оценке возможностей инвалида, особенностях технологического процесса и санитарных нормах. Очевидно, что в условиях Казахстана имеют место относительно большие затраты на создание (адаптацию) рабочего места, что связано с отсутствием доступности зданий и помещений  вследствие преобладания старых типов застройки. Для определения государственной поддержки целесообразно задавать верхнюю границу субсидии. Подробно на стр. 242

Оценены затраты Казахстана на адаптацию рабочих мест по аналогии с объемами и структурой затрат в США, что составит 6 276 424 тыс. тенге. Подробно на стр. 242-244

Слайды 39-42

232-244

3.4

Реализация программ профессиональной ориентации и программ профессионального обучения

Определены статьи расходов на организацию профессионального обучения молодых людей с ограниченными возможностями:

  • обеспечение физического доступа детей с ограниченными возможностями к объектам образования;
  • разработка научно-методического обеспечения специальных программ учебного процесса для детей с ограниченными возможностями;
  • приобретение вспомогательных технических средств (тифло-, сурдо- и др. техники), повышающих эффективность освоения ими образовательных программ;
  • расширение штата работников за счет команды сопровождения (педагогов-психологов, сурдопереводчиков, педагогов сопровождения и др.);
  • оборудование учебных аудиторий, адаптированных к потребностям детей с ограниченными возможностями;
  • оборудование производственных лабораторий, адаптированных к потребностям детей с ограниченными возможностями.

Согласно проведенным расчетам максимальные затраты на техническое и научно-методическое оснащение учебного процесса в учреждении высшего образования  КЭУК составят  14127,2 тыс. тенге , при этом 1 место студента с ограничениями по зрению по программе «Экономика» Карагандинского кооперативного университета составляет 2129,2 тыс. тенге.

     Наиболее эффективно программы профориентирования и профобучения проводить в Центрах профессиональной реабилитации.

Подробно на стр. 246-249

Слайды 43-46

244-250

3.5

Расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства и продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы

Для расширения на рынке труда возможностей трудоустройства инвалидов можно задействовать информационные, организационно-экономические механизмы. 

Информационным механизмом для расширения возможностей трудоустройства и продвижения по службе, а также оказания помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы должна быть сформирована система баз данных, включающая в себя:

  • базу данных инвалидов, изъявивших желание трудоустроиться т.е. заказавших профессиональную часть ИПР (функционирует только в пределах компетенции МСЭ и в общем по инвалидам);
  • базу данных рабочих мест, на которых в принципе могут работать инвалиды (отсутствует в Управлениях координации занятости и социальных программ);
  • базу данных учебных мест, а также учреждений, где инвалиды могут пройти инклюзивную профессиональную подготовку (переподготовку) (отсутствует в Управлениях образования).

Организационно-экономические механизмы расширения возможностей для трудоустройства инвалидов предусматривают реформирование системы трудовой реабилитации в Республике Казахстан и направлены на устранение системных проблем.

После прохождения профессиональной реабилитации и определения уровня трудоспособности в МСЭ, по вопросам трудоустройства инвалид может обратиться в Центр занятости. Имея необходимый уровень и профессиональные навыки работы, он может трудоустроиться по общей программе «Занятость 2020», на открытом рынке труда или в специализированное предприятие.

Если инвалид не имеет опыта работы, необходимого уровня профессионального образования, либо он нуждается в переподготовке, человеку необходимо предложить прохождение специальных программ профориентирования и образования в Центрах профессиональной реабилитации. Логическим продолжением услуг профреабилитации в Центре является механизм поддерживаемой занятости, который выражается в сопровождении на рабочем месте.

Кроме того, среди инструментов государственной поддержки необходимо предусмотреть механизмы субсидирования затрат работодателя на создание (адаптацию) специальных рабочих мест для инвалидов, субсидирования затрат на обучение на рабочем месте (если аналогичная подготовка отсутствует в Центре занятости). Подробно на стр. 252-256

250-257

3.6

Поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда и защищенной занятости

Разработаны рекомендации по реализации в Казахстане системы мер по обеспечению занятости инвалидов:

  1. На основе Закона РК «О занятости» и «О социальной защите инвалидов» необходимо разработать Правила содействия трудоустройству инвалидов, где определить формы организации специальных рабочих мест, меры и объемы государственной поддержки.
  2. В составе системы предлагаются следующие меры и объемы поддержки:

А) Частичное субсидирование затрат работодателя на создание (адаптацию) рабочего места:

  • Ремонт и адаптация помещения для обеспечения доступа к рабочему месту не более 40 МЗП;
  • Приобретение специализированного оборудования, мебели сроком службы не менее 1 года не более  14 МЗП;
  • Обучение на рабочем месте, если аналогичные курсы не предоставляются Центром занятости  не более 6 МЗП.

Если инвалид для себя организует (приспосабливает) рабочее место в первый раз (индивидуальная деятельность или микропредприятие), субсидия такая же.  

Определить срок сохранения специального рабочего места и предусмотреть механизм возврата субсидий в случае его досрочной ликвидации. Подробно на стр. 259-260

Слайд 47

В) Частичное субсидирование заработной платы для инвалидов на следующих условиях: максимальный размер субсидии не может быть больше:

  • Для инвалидов 1группы  -  2 МЗП (31998 тенге в 2011г.)  - в течение всего периода трудоустройства:
  • Для инвалидов 2 группы  - 1,8 МЗП (28798 тенге в 2011г.) -  в течение всего периода трудоустройства;

Для инвалидов 3 группы –  1,5 МЗП (23998 тенге в 2011г.) – в течение 12 месяцев. Подробно на стр. 264-265

Слайды 48-49

3) В действующую Программу занятости 2020, которая предлагает широкие меры поддержки и по которой, как показывает опыт, уже получают поддержку и инвалиды, можно предложить по первому направлению «предоставление субсидии на оплату услуг сурдопереводчика обучающимся инвалидам по слуху (3 группа)». Субсидия предоставляется для усвоения образовательных программ в объеме 10 часов, выплата которой прекращается в случае неудовлетворительной оценки на промежуточном контроле.

Размер субсидии может определяться согласно Правилам предоставления в соответствии с индивидуальной программой реабилитации социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – 30 часов». Размер ежемесячной субсидии для 2011 года будет равен 23999 тенге.

4) Нами предлагается 2 варианта механизма субсидирования заработной платы на специализированных предприятиях: 1 вариант – возмещение определенного процента от заработной платы в зависимости от группы инвалидности; 2 вариант – субсидирование фиксированной части заработной платы.

По 1 варианту предполагается установление следующих процентных границ субсидий:

  • для лиц с 1 группой инвалидности – компенсация 80% части заработной платы, но не более 2 МЗП на весь период трудоустройства;
  • для лиц с 2 группой инвалидности – компенсация 65% части заработной платы, но не более 2 МЗП на весь период трудоустройства;
  • для лиц с 3 группой инвалидности – компенсация 55% части заработной платы, но не более 2 МЗП до 12 месяцев.

По 2 варианту предполагается установление следующих размеров субсидий:

  • для лиц с 1 группой инвалидности – компенсация к заработной плате в размере 2,2 МЗП на весь период трудоустройства;
  • для лиц с 2 группой инвалидности – компенсация к заработной плате в размере 2 МЗП на весь период трудоустройства;
  • для лиц с 1 группой инвалидности – компенсация к заработной плате в размере 1,5 МЗП до 12 месяцев.

Кроме того, необходимо разработать нормативно-правовую базу функционирования специализированных предприятий, учитывающую дополнительную государственную помощь, компенсирующую часть коммунальных и административных затрат специализированных предприятий, а также затрат на приспособление рабочей среды производственных помещений. Размер указанных видов помощи может составлять не более 70% всех расходов. Подробно на стр. 273-274

Слайды 50-52

5) Предлагается формирование региональных фондов «Содействия занятости и бизнеса инвалидов» при общественных организациях инвалидов. Основным источником финансирования данного фонда будут санкции за невыполнение 3% квоты трудоустройства инвалидов, а поступающие денежные средства, будут направляться на создание рабочих мест для инвалидов. Подробно на стр. 274-278

 

257-278

3.7

Организация центра профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов

Осуществлено моделирование и рекоомендована структура и функции Центра профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов, который максимально способствует решению проблемы трудовой реабилитации инвалидов в комплексе: «профессиональное ориентирование-профессиональное обучение-трудоустройство».

Центр рассчитан на единовременное обучение 100 лиц с ограниченными возможностями по 10 учебным программам:

  • Информационные технологии;
  • Строительные работы;
  • Офисный менеджмент;
  • Благоустройство;
  • Общественное питание;
  • Торговое дело;
  • Уборка помещений;
  • Ремонт транспортных средств;
  • Оздоровление и уход;
  • Швейное производство.

Ориентировочная продолжительность учебных программ составляет 150 дней. По 10 укрупненным учебным программам можно выбрать профессию из 30 возможных. Первоначально набор будет осуществляться на 5 учебных программ, и к 5 году функционирования Центра предполагается доведение учебных программ до 10.

Слайды 53-54

Исходя из недуга инвалида, выбор профессии определяется в течение 10 дней индивидуально, путем оценки степени сохранившейся трудоспособности (4 дня) и проведения профессионального ориентирования (6 дней).

Также предусмотрен поиск и сопровождение в трудоустройстве инвалидов в течение еще 10 дней. Этот этап возможен сразу после профессионального ориентирования, если инвалид не нуждается в переобучении и имеет определенные профессиональные навыки.

Слайд 55

Годовая пропускная способность Центра составляет 125 человек в первый год функционирования Центра. Максимальная загруженность Центра – 250 человек – планируется к 5 году функционирования.

Слайд 56

Проектом предусматривается 2 варианта Центра. Первый вариант рассчитан только на оказание услуг профессионального ориентирования, обучения, трудоустройства.

Второй вариант учитывает возможность проживания инвалидов в Центре, что снимает определенные затраты и ограничения по ежедневному передвижению инвалидов.

Слайд 57

В Центре предусмотрены следующие отделения:

  • Приемное отделение;
  • Административное и служебное отделение;
  • Отделение трудовой реабилитации;
  • Отделение профессионального обучения.

Во втором варианте добавляется ряд жилых помещений.

При 1 варианте площадь Центра составляет 990 кв.м, при 2 варианте – 1220 кв. м. Площадь Центра в расчете на 1- го инвалида при первом варианте составляет 9,9 кв. м (990 кв.м/100 чел. единовременной вместимости), при втором – 12,2 кв.м (1220кв.м/100 чел. единовременной вместимости).

Требуемые капитальные затраты в строительство и покупку инвентаря и оборудования по 1 варианту составляют 138 786,2 тыс. тенге по 1 варианту и 162 658,9 тыс. тенге по 2 варианту.

Затраты на содержание Центра в первом варианте с учетом увеличения количества посетителей будут расти с 50 529,9 тыс. тенге до 70 667,1 тыс. тенге. Затраты на содержание Центра во втором варианте будут расти с 53 630,2 тыс. тенге до 73 533,4 тыс. тенге. Подробно на стр. 278-291

Слайды 58-69

278-291

Рубрика: